понедельник, 13 февраля 2017 г.

Миграционная политика России: какой она должна быть?



Многие наши читатели согласятся, что в современной России не было и нет понятной миграционной политики. Представители власти ограничиваются дежурными фразами о поддержке соотечественников за границей, об ограничении нелегальной миграции и тому подобными ничего не стоящими дежурными фразами.

Никто спорит с тем, что нелегалы, плюющие за законы, России не нужны, а также с тем, что "своих" забывать нельзя, даже если они оказались далеко от исторической родины. Нельзя утверждать, что власти ничего не делают для того, чтобы поддерживать соотечественников за границей и способствовать их возвращению. По всему миру регулярно проводятся различные форумы и конгрессы с привлечением соотечественников, есть поддержка русских общин. Для желающих переехать в Россию действует специальная программа переселения с упрощенными условиями получения гражданства.

Конгрессы и общины хороши для той русскоязычной диаспоры, которая в основном проживает в «дальнем» зарубежье, то есть для тех людей, которые уехали из России в смутные времена гражданской войны (и их потомков).Такая категория соотечественников давно и прочно обрела за рубежом свой дом. Разумеется, они до сих помнят родной язык, не хотят терять связь с Россией, но, тем не менее, переезжать обратно не собираются. Для них встреч с российскими представителями и разговоров о русской культуре вполне достаточно, чтобы продолжать чувствовать себя частью «Русского Мира».

Но есть и другая, более многочисленная часть соотечественников -  это русскоязычные люди, в одночасье ставшие чужими в новых независимых государствах, образовавшихся после распада СССР.  Для них разговоры с чиновниками о русской культуре конечно полезны, но… им хотелось бы большего участия в своей судьбе со стороны российских властей. Люди не заслуживают того, чтобы чувствовать себя брошенными.




Повторимся - нельзя утверждать, что российским властям нет никакого дела до  русскоязычной диаспоры за рубежом. Желающие получить российский паспорт соотечественники могут воспользоваться специальной программой переселения или получить гражданство по программе носителей русского языка. Также существует программа для тех, кто хочет бесплатно учиться в российских учебных заведениях.

Однако, у этих программ есть свои недостатки. Основной недостаток программы переселения – отсутствие единых требований к заявителям. В каждом регионе, участвующем в программе, местные власти устанавливают свои правила, заметно отличающиеся от региона к региону. Да и «подъёмные», причитающиеся переселенцам, составляют довольно скромные суммы, если, конечно, вы не едете "осваивать север".

Несмотря на это, программа по переселению соотечественников вполне сносно работает и пользуется большой популярностью, чего нельзя сказать о второй вышеупомянутой возможности получить паспорт с двуглавым орлом. Речь идёт о программе получения российского гражданства по «Носителям Русского Языка», или НРЯ.

На бумаге задумка с носителями языка хороша – не нужно сдавать никаких экзаменов по русскому языку, нужно просто собрать бумажные доказательства проживания своих предков на территории РИ, РСФСР или РФ, успешно пройти собеседование и после некоторых формальностей получить российский паспорт.

Но, как говорится, «дьявол кроется в деталях» – основная трудность в получении гражданства по НРЯ – это требование о полном выходе из гражданства иностранного государства. Для граждан практически всех (кроме Таджикистана) государств именно оно стало непреодолимой проблемой – освобождение от своего нынешнего гражданства для многих соотечественников является долгой и затратной процедурой, а в некоторых случаях и вовсе невозможной. 

Получить статус "Носитель Русского Языка" – сравнительно легко. Но дальше предстоит либо долгое (как минимум годовое) ожидание одобрение выхода из существующего гражданства, либо просто тупик – если не уложитесь с выходом в определенное время, ВНЖ НРЯ аннулируют, а повторное оформление не предусмотрено законом.

На практике ценность программы НРЯ близка к нулю, так как мало кто из желающих получить российское гражданство идёт по этому пути – разве что граждане Таджикистана (они единственные имеют право не делать выход из гражданства), ЛБГ да остальные, пребывающие в счастливом неведении.

Что можно сделать для исправления данной ситуации? В случае с программой НРЯ нужно отменить правило об обязательном выходе из «прошлого» гражданства. А вот в случае программы переселения всё сложнее. Можно придумать общие для всех регионов требования для желающих участвовать в программе, но без хорошей материальной поддержки эта программа тоже не будет работать так, как положено. Не имея никаких перспектив в выбранном регионе (например работы, жилья), люди продолжат уезжать из регионов вселения в более перспективные сразу же после получения паспорта РФ, как делают сейчас. А вот если бы им был предоставлен кредит для покупки жилья по льготной ставке, то уезжать куда-то ещё не было бы необходимости. В общем, здесь есть над чем подумать...





Ещё одно замечание к нынешнему порядку предоставления российского гражданства – процедуры достаточно запутаны и нелогичны. Если не углубляться, то процесс выглядит просто и логично: сначала нужно получить разрешение на временное проживание (РВП), затем вид на жительство (ВНЖ), а после подать документы на получение гражданства. В этой стройной цепочке есть различные исключения из правил, облегчающие процесс получения паспорта. Но честно говоря, закон «О Гражданстве РФ» сейчас напоминает лоскутное одеяло – из-за многочисленных добавлений и изменений трудно разобраться, имеет ли соискатель российского гражданства какие-либо льготы в его получении. Ситуация усугубляется тем, что в несчастном 62-ФЗ не прописаны некоторые важные требования к заявителям - эти моменты регулируются другими нормативными документами.

Например - в упрощённом порядке российское гражданство могут получить соискатели, у которых есть хотя бы один родитель с гражданством Российской Федерации, проживающий на территории Российской Федерации. Но подать заявление о приёме в гражданство по такому условию, перескочив через этапы "РВП" и "вид на жительство" можно только через консульство РФ за рубежом!

Так же крайне непонятен механизм выдачи квот для оформления разрешения на временное проживание. Проблема в том, что выделенных квот не хватает всем желающим. Нет единых требований, по которым иностранец может понять, получит он квоту или нет. И в некоторых регионах миграционные чиновники попросту оглашают список «достойных», при этом никак не комментируя своё решение.

Какой же выход из создавшегося положения? На наш взгляд, в ситуации с выделением квот для РВП наилучшим решением будет создание единой системы отбора на примере республики Татарстан (читать подробнее).

А теперь поговорим об «экономических» мигрантах   как легальных, так и нелегальных. Имеются в виду так называемые трудовые мигранты, или "гастарбайтеры". Эта категория иностранцев едет в Россию потому, что у них на родине нет работы с достойным уровнем оплаты труда  и винить их в этом нельзя.


Данная категория мигрантов состоит из граждан бывших советских республик. В Россию им нетрудно приехать (ведь не нужно оформлять визу) и нетрудно найти работу (а заработная плата даже у неквалифицированных работников будет в разы выше, чем на родине).

Долгое время у российских властей не было никакого внятного представления о том, какие правила нужно установить для трудовых мигрантов. То есть какие-то правила были, но их соблюдение требовало значительных усилий как для работодателей, так и для мигрантов. Поэтому мигрантам было проще жить и работать нелегально, не «заморачиваясь» всякими там разрешениями на работу и прочими формальностями вроде уплаты налогов. Стыдно признаться, но и работодателей такая ситуация вполне устраивала.

К счастью, к 2015 году российское правительство наконец-то выработало вполне и разумную политику в отношении трудовых мигрантов – для гастарбайтеров из «безвизовых» стран отменены разрешения на работу, вместо них введена система патентов, уже доказавшая свою эффективность. Сейчас трудовым мигрантам проще оформить патент, платить налоги и работать официально, чем жить нелегально и бегать от полиции.

Контролировать пребывание «безвизовых» мигрантов также помогает так называемое правило «90/180»: теперь уже нельзя, как раньше, делать раз в три месяца въезд-выезд, и таким образом годами находиться в России на легальных основаниях. Хочешь жить и работать - оформляй патент.