Что такое консульский учёт и для чего он нужен?

Консульский учёт
Достаточно большое количество людей, выезжающие на постоянное (ПМЖ) или временное жительство за границу своей страны, сталкиваются с таким понятием, как консульский учёт. Давайте определимся с вопросом, что такое консульский учёт и для чего он нужен?

Итак, консульский учёт это своего рода «прописка» или «регистрация» гражданина, постоянно или временно живущего за границей,  в посольстве или консульстве своего государства. Вставая на консульский учёт гражданин, находящийся за границей, даёт знать властям своей страны о том, где он находится, и как его можно будет найти в случае какой-либо надобности.

Почему важно вставать на консульский учёт, находясь за границей?

Для решения вопросов безопасности. В случае каких-либо волнений или стихийных действий (ураган, землетрясение) в каком-либо государстве, иностранные посольства стараются найти всех своих граждан, находящихся в данной стране, и узнать, требуются ли им помощь. Соответственно, в первую очередь помощь будет оказана только тем гражданам, которые состоят на консульском учёте.

Аналогичная ситуация возникает в том случае, если иностранное посольство узнаёт о задержании гражданина своей страны властями той страны, где находится это посольство. Информация о гражданах, находящихся на консульском учёте поможет сотрудникам посольства узнать о том, кто именно задержан, и своевременно оказать помощь.

Конечно, такие проблемы могут никогда и не возникнуть, но есть и другие причины для того, чтобы вставать на консульский учёт, находясь за границей. Перечислим наиболее популярные.

Вопросы оформления документов. В большинстве случаев чтобы продлить срок действия паспорта, оформить какие-либо другие документы, нужно стоять на консульском учёте.

Требования закона.

Законы некоторых стран требуют, чтобы их граждане, выезжающие на ПМЖ за границу, обязательно состояли на консульском учёте. Причём нарушение этих правил ведёт к тяжелым последствиям. Например, гражданин Узбекистана может лишится гражданства РУз, если выехал на ПМЖ за границу, и не встал на консульский учёт более 5 лет без уважительной причины. А казахстанского гражданства можно лишится если выехать на ПМЖ за границу и не встать на консульский учёт в течении 3 лет без уважительной причины.

Впрочем, не во всех странах всё так сурово. К примеру, законодательство Беларуси также требует от выезжающих на ПМЖ за границу граждан РБ обязательно вставать на консульский учёт. Но если это не сделать, беларусского гражданства не лишат. Российские власти также вполне лояльны к своим гражданам — гражданам России только рекомендуется вставать на учёт в консульстве.

Как встать на консульский учёт?

Куда обращаться, чтобы встать на консульский учёт? Казалось бы, ответ очевиден: в посольство своей страны. Однако, это не так Давайте вспомним о разнице между понятиями "посольство" и "консульство":

Если вкратце:
  • Посольство – это дипломатическое представительство государства, которое решает вопросы государственного уровня, касающиеся политических отношений между странами.
  • Консульство – это учреждение при посольстве, которое решает проблемы получения различной документации и оказывает помощь физическим и юридическим лицам. 

Это значит, что Вам нужно обращаться либо в консульство, либо в консульский отдел при посольстве, но не в само посольство.

В общем случае встать на консульский учёт просто: нужно придти в консульство своей страны с нужными документами (паспорт, документы, подтверждающие право легального нахождение в стране пребывания). В некоторых случаях нужно дополнительно предоставить документы о выезде на ПМЖ (например, листок убытия).
 
 
В одних странах можно встать на консульский учёт по почте, в других документы нужно предоставлять лично. Кроме того, за постановку на консульский учёт нужно будет заплатить консульский сбор (в некоторых государствах он бесплатный).

Комментариев нет:

Дешёвые авиабилеты из России в Душанбе, Ташкент и другие города