четверг, 28 марта 2019 г.

Что такое нормативные правовые акты. Учимся разбираться в законах!

Что такое нормативные правовые акты. Учимся разбираться в законах!

Давайте научимся разбираться в законах. А так же во всяческих постановлениях, указах и прочей белиберде.

Для начала разберём понятие "нормативный правовой акт", или НПА. Если традиционно прочитать Википедию, то там определение НПА выглядит так:

Нормати́вный правово́й акт — официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т. д.) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение.
А, ну да, теперь всё понятно, но что конкретно? Поэтому придумаем своё правило:


Нормати́вный правово́й акт — документ, принятый определённым органом власти и рассчитан для применения всеми гражданами или некоторой категорией граждан.

Так уже лучше, да? Хорошим примером нормативного правового акта является уголовный кодекс. Ведь он хотя бы теоретически применяется для всех граждан России, без всяких исключений.

А вот указ президента РФ о принятии в гражданство нормативным актом не является, потому что он хоть и издан высшим должностным лицом в России - президентом, но касается только тех людей, которые в нём перечислены.

Но это не значит, что указы президента не могут быть нормативными актами. К примеру, известный указ президента о признании паспортов ДНР и ЛНР является нормативном актом, потому что рассчитан некоторую категорию граждан.

А ещё любой нормативный акт должен быть обязательно официально опубликован. Именно официально, определённым образом. Например, любой закон должен быть опубликован "Парламентской газете", "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации" или на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru. Это сделано специально, чтобы власти не могли придумывать некоторые свои правила, а потом заявлять, что это мол некоторая закрытая информация. А ещё каждый НПА должен зарегистрирован в министерстве юстиции РФ.

Нужно запомнить! НПА не может быть внутренним документом, он должен быть доступен всем.
 
Теперь давайте разбираться в различных видах НПА. Если сильно упростить, в России (впрочем, как и во многих других странах) принята такая система:

Конституция
Законы
Указы президента
Постановления правительства
Нормативные акты министерств и ведомств

Любой нижестоящий нормативный акт не может противоречить вышестоящему. То есть, законы не могут противоречить Конституции, указы президента не могут противоречить законам и Конституции и так далее. При этом каждый нормативный акт уточняет и дополняет вышестоящий.

А ещё законы пишутся всегда пишутся как можно более общими словами. Это сделано для того, чтобы так сказать "оставлять пространство для манёвра" и не менять законы по пустякам. Ну, например, логично в законе написать про вид на жительство, но глупо в законе описывать то, как выглядит бланк ВНЖ. Ведь если понадобится поменять бланк ВНЖ, то придётся вносить изменения в закон, что потребует много времени. Гораздо правильнее описать в законе, что такое ВНЖ, для чего и кому он нужен, а тем как выглядит сам бланк - пусть занимается правительство, которое выпустит нужно постановление, которое гораздо проще поменять или изменить.

Продолжаем, давайте опишем, для чего нужны различные нормативные акты.

Конституция - это самый главный закон, в котором описаны самые основные принципы устройства российского государства. В Конституции, к примеру, написано, что Россия - светское государство (то есть, в РФ нет госрелигии), главой государства является президент. Ну и прочие скучные штуки.

Потом идут законы. Собственно говоря, именно в законах есть все правила, принятые в России.

Как принимаются законы?

Как правило, сначала кому-то из депутатов Госдумы приходит в голову какая-нибудь умная идея, её оформляют в виде проекта закона, затем проект начинают рассматривать депутаты. Рассматривают в 3 этапа, называемые чтениями. Между чтениями могут пройти много времени, месяцы и даже. Годы. Большинство законопроектов не доходят даже до первого чтения и тихо "умирают" где-то внутри Госдумы.

Правда, это мешает депутатам надувать щёки и говорить, какой он умный и скоро всем наступит счастье. Ну как депутат Затулин, например. Толку от его слов мало, но зато они очень громкие.

Если закон всё же принят Госдумой, то затем должны быть принят Советом Федераций, подписан президентом, официально опубликован, и только потом вступает в силу.

После законов идут указы. Когда явно есть необходимость в каком-то либо законе, но самого закона ещё нет, президент издаёт указ. По хорошему, затем президент должен внести в Госдуму проект закона, чтобы вместо закона был полноценный закон, а не его заменитель. Но это происходит не всегда. Например, паспорта ДНР и ЛНР признаются именно указом президента, в котором подчёркивается его временный характер: "установить, что временно, на период до политического урегулирования ситуации в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины на основании минских соглашений..."  

Теперь постановления правительства. Когда депутатам лень думать о чём-то до конца, они вставляют в закон универсальную отмазку "...в порядке, определяемым правительством". То есть, депутаты придумали какую-то интересную вещь, а как воплощать её в жизнь, пусть думает правительство, выпустив нужное постановление. К примеру, в законе "О правовом положении  иностранных граждан" указано, что правительство РФ каждый год должно определять количество квот на РВП. Что оно и делает, выпуская каждый год НПА с указанием количества квот по регионам.

Последний уровень. Приказы и прочие НПА министерств и ведомств. Некоторые документы министерств и ведомств так же являются НПА. К примеру, приказы об утверждении регламента о выдаче РВП или ВНЖ - типичные НПА, так как приняты для некоторых категорий иностранцев и для всей страны.

С другой стороны, известный приказ о новом порядке выдаче квот в Санкт-Петербурге и Ленинградской области НПА не является, так принят структурным подразделением МВД и касается порядка рассмотрения заявлений на квоты в двух соседних регионах.

А ещё не стоит забывать, что Россия это федерация, и пока мы рассматривали федеральные НПА, то есть правила, которые обязательны к применению на всей территории России. А ведь есть местные правила, которые установлены властями регионов.

На региональном уровне принята примерно такая структура НПА, как и на федеральном уровне. К примеру, у республик, входящих в состав России так же может быть парламенты, правительства и министерства, которые могут принимать законы и другие НПА. Естественно, эти документы не должны противоречить федеральным НПА.

А ещё стоит учитывать, что Россия может заключать с другими странами международные договоры, которые могут устанавливать правила, отличающихся от принятых в законах. Хороший пример - договор о создании ЕАЭС, в котором установлено, что граждане стран, входящих в ЕАЭС, платят такие же налоги, что и граждане РФ с первого дня работы.

Поэтому иностранцы из стран ЕАЭС не оформляют патенты и платят налоги на доходы по ставке 13%, а не 30%.